Программа

организации внеурочной деятельности

 учащихся  МОУ СОШ  №3.

 

 Пояснительная записка

 Учебный  план образовательного учреждения  состоит из двух частей: инвариантной и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, конференций, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

                                                                                                                                            

Внеурочная деятельность

Направления

 

                         

                           Классы

I

II

III

IV

Всего

Спортивно-оздоровительное

2

2

2

2

8

Художественно-эстетическое

2

2

2

2

8

Научно-познавательное

2

2

2

2

8

Военно-патриотическое

2

2

2

2

8

Духовно-нравственное

2

2

2

2

8

Итого

10

10

10

10

40

 

Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.

Занятия, предусмотренные как внеурочная деятельность, используются по желанию учащихся и их семей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Такие занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций,  конференций, КВНов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.

Внеучебная  деятельность  специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олим­пиад, соревнований, поисковых и науч­ных исследований и т. д.

2. Цели и задачи

Программа внеучебной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Главные идеи:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи:

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;

- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

·     выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

·     оказание помощи в поисках «себя»;

·     создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·     формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·     развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

·     создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·     развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·     расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

1.                            Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

2.                            Принцип научной организации

3.                            Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

4.                            Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования

5.                            Принцип целостности

6.                            Принцип непрерывности и преемственности процесса образования

7.                            Принцип личностно-деятельностного подхода

8.                            Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

9.                            Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур

10.                        Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов

11.                        Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

12.                        Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение

13.                        Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей

 

  1. Содержание, формы и методы

 

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

 Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

1)      игровая деятельность;

2)      познавательная деятельность;

3)      проблемно-ценностное общение;

4)      досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5)      художественное творчество;

6)      спортивно-оздоровительная деятельность;

7)      туристско-краеведческая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Направление внеурочной деятельности

Вид внеучебной деятельности

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеучебной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-оздоровительная

деятельность

Беседы о ЗОЖ, подвижные игры на свежем воздухе, настольные игры, просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

Приобретение школьником  социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Беседы о ЗОЖ, подвижные игры на свежем воздухе, настольные игры, просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

Художественно-эстетическое

Художественное творчество

 

 

 

 

 

 

 

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, конкурсы рисунков, виртуальные  экскурсии, проекты на основе художественной деятельности

 

Приобретение школьником  социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

 Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, конкурсы рисунков, виртуальные  экскурсии, проекты на основе художественной деятельности

 

Духовно-нравственное

 Нравственная

Культпоходы в музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, беседы, чтение книг.

Школьные благотворительные концерты, выставки.

Приобретение школьником  социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Культпоходы в музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, беседы, чтение книг

Научно-познавательное

 Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны),

просмотр  фильмов, экскурсии,

прогулки.

 

Приобретение школьником  социальных знаний

 Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

 

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

 

 

 

 

Детские исследовательские проекты, просмотр  фильмов, экскурсии, прогулки.

 

Военно-патриотическое

 Туристско-краеведческая деятельность

 

 

 

 

 

Образовательная экскурсия

Туристический поход, выставки.

Приобретение школьником  социальных знаний

 Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

 

 

Образовательная экскурсия

Туристический поход, выставки.

 

 

Характеристика основных направлений

внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (общеинтеллектуальное спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско –патриотическое, художественно – эстетическое направление), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Научно-познавательное. Это направление представлено кружками «Путешествие в Счисляндию», «Почемучка» .

«Почемучка» — факультативный курс, содержание которого вводит младшего школьника в удивительный мир природы. Курс позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, развить интерес к познанию неизвестного в окружающем мире; даёт возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

Цели курса:

 

Образовательные

}  Формирование устойчивого познавательного интереса.

}  Формирование  умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.

Развивающие

}  Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.

}  Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.

Воспитательные

}  Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.

}  Воспитание  ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно  относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

 

Задачи :

}  Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.

}  Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.

}  Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению  окружающей среды.

}  Расширение кругозора учащихся.

}  Развитие их воображения и эмоциональной сферы.

}  Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.

}  Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

 

«Путешествие в Счисляндию» — кружковые  занятия, которые формируют у детей осознание особой привлекательности математических характеристик любого объекта, понимание значимости владения математикой для обогащения методов изучения окружающего мира. В курсе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:

·         работать с разными источниками информации;

·         пользоваться изученной терминологией;

·         ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);

·         выполнять инструкции при решении учебных задач;

·         изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;

·         сравнивать, анализировать полученную информацию;

·         рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;

·         раскрывать общие закономерности;

·         составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;

·         работать в группе, в паре;

·         решать открытые и закрытые задачи;

·         определять последовательность осуществления логических операций.

Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.

Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).

 

Спортивно-оздоровительное. Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках кружков  «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» и «Шахматы».

Занятия кружка «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» призваны обучать школьников бережному отношению к своему здоровью, приобщать детей к здоровому образу жизни, начиная с раннего детства.

Цели:

ü  Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

ü  Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

1.      Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

2.      Профилактика вредных привычек.

3.      Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

4.      Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

5.      Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

6.      Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

7.      Главная цель школьного кружка «Шахматы» — развитие мышления младшего школьника от его наглядно-образного типа до комбинаторного, тактического и творческого. Формирование умений играть в шахматы вносит существенный вклад в воспитание культуры умственного труда, интеллектуальных способностей, произвольной памяти и внимания. Занятия шахматами — это интересная интеллектуальная игра, приносящая не только пользу, но и удовольствие ее участникам и зрителям.

 

 

Духовно-нравственное. Это направление внеурочной деятельности представлено кружком: «Агентство добрых дел».

Кружок «Агентство добрых дел» воспитывает доброту в детях, развивает такие  качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

Курс учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

¾    коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

¾    коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

¾    ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

¾    общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Система занятий практической направленности, расширяющих представления детей о добре, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе. В процессе обсуждения различных жизненных ситуаций, игр, драматизации литературных произведений этического содержания у младших школьников развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, проявлять заботу, оказывать помощь, сочувствовать и сопереживать; осознанно подходить к анализу и оценке поступков и поведения.

Художественно – эстетическое. Это направление внеурочной деятельности представлено кружками: «Школа волшебников», «Волшебный сундучок».

Кружок «Школа волшебников» предполагает углубленный уровень освоения знаний и практических навыков изобразительного искусства.

Основная цель – приобщение через изобразительное творчеству к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи:

  1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
  2. Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
  3. Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

В процессе обучения учащиеся получат знания о простейших закономерностях строения формы, линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, аппликации, а также о выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Кружок «Волшебный сундучок» призван обучать сравнивать и  группировать факты и явления, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), формирует у детей умения работать с природным материалом (игрушки из природного материала,  прессованная флористика); конструировать из подручных материалов, картона,  спичек; плести из бумаги.

Военно–патриотическое. Это направление внеурочной деятельности представлено кружком: «Кубань родная – казачий край».

Кружок «Кубань родная – казачий край» направлен на воспитание высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Цели и задачи:

- воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества; возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.

- воспитание гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей, восприятие Кубани как части целого – России;

- способствование социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

Планируемые результаты

 

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

Итоговая оценка выпускников начальной школы осуществляется образовательным учреждением.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется  в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:



 

Hosted by uCoz