РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружка

"Говорим правильно"

Тип программы:    образовательные программы

по конкретному виду внеурочной деятельности.

Срок реализации: 1 год

Возраст участников:  10-11 лет (5 класс)

Димова И.Н.

 

1. Пояснительная записка

Программа кружка «Говорим правильно» разработана на основе  программы «Детская риторика» авторского коллектива под руководством Т.А.Ладыженской и учебника«Школьная риторика» для 5–7 кл. под редакцией Т.А.Ладыженской.

       В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство общения. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Искусство говорить –это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется читать, рассуждать, рисовать, правильно говорить, думать. От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Участники программы:дети 10-11 лет (5 класс).

Сроки реализации: 1год - 34 часа (2012 -2013г.)

 

Актуальность:Кружок “Говорим правильно” необходим в  школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.

Основные цели кружка:научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизньи один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как предмет внеурочной деятельности восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

Задачи: развивать восприятие внимания, память, воображение, образное мышление и обеспечение умственного и психического саморазвития.

Воспитывать осознанное  отношение к исследовательской деятельности, вовлекать учащихся в активную творческую деятельностьпособствовать обогащению у учащихся словарного запаса и грамматического строя речи,развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности. 

 

 

Принципы построения программы:

 

1. Принцип деятельности: На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

2. Принцип целостного представления  о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип доступности, последовательности и систематичности обучения и воспитания: Занимаясь в кружке,  дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

 4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её  исправления.

5. Принцип творчества (креативность)  предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

6.Вовлеченность семьи и реализацию программы.

2. Учебно-тематический план

 

 

Наименование разделов,

 блоков, тем

Все

го

час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

 

1.

Общение.

1.1.Значение речи в жизни человека, общества.

1.2.Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

1.3.Речевые ситуации. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.

3

2

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Называть задачи общения.Называтьнекоторые коммуникативные профессии .

 

2.

Виды общения.

2.1.Устное и письменное общение.Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.

 

 

2.2.Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Общение в быту, общение личное.

 

 

2.3.Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).

 

2.4.Что такое вежливость.

Добрые дела – добрые слова.

4

2

2

Различать подготовленную и неподготовленную речь. Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко. Объяснять роль пауз, логических ударений.Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении.Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения.

Давать определение вежливости.Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

3.

Речевая деятельность.3.1.Четыре вида речевой деятельностилушание. Какой я слушатель.

Правила для слушающего.

3.2.Приёмы слушания. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания.

 

3.3.Говорениесновной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

 

 

 

 

3.4.Чтение. Изучающее чтение. Я-читатель.

 

3.5.Приёмы чтения учебного текста,  особенности восприятия этого текста.

 

3.6.Письменная речь. Пиши правильно! Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!

 Способы правки текста.

 

3.7.Редактирование ивзаиморедактированиеычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого.

7

3

4

Оценивать себя как слушателя. Называть задачи слушания.Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.

Называть словесные и несловесные средства устной речи.

Объяснять роль пауз, логических ударений.

Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении.

 

Оценивать себя как читателя.

 

 

Развивается умение править текст. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)

4.

Качество речи.

4.1.Словесная вежливость, речевой этикет.Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

 

4.2.Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

4.3.Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

 

 

 

4.4.Нормы – что это такое. Зачем они нужны.

Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

 

6

3

3

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях. Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения.

 

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить.

 

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

5.

Речевые жанры.

5.1.Текст. Тексты разные нужны. Речевые жанры.

 

5.2.Текст как смысловое и тематическое единство.

 

5.3.Тема и основная мысль текста,  заголовок текста.

 

 

5.4.Вывеска как информационный текст.

 

 

 

5.5.Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

 

 

5.6.Типы текстов - рассуждение, описание.

 

5.7.Пересказ, сжатый пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

 

5.8.Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности.

 

5.9.Рассказ о памятных событиях своей жизни.

 

5.10.Газетные информационные жанры.

 

5.11. Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Правило и цитата в доказательстве.

5.12.Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение.

 

14

7

7

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления

Объяснять, зачем нужны вывески.Различать вывески – слова и вывески-рисунки.

Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д.

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения.

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста.
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

 

 

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

 

(П).

 

5.12. Рассказочу рассказать(невыдуманный рассказ о себе).

 

 

 

 

5.13.Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Речевые жанры.

Этикетные жанры и слова вежливости.

Этикетные диалоги, речевые привычки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности.Называть изученные речевые жанры.Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются.Называть этикетные речевые жанры.Оценивать свои речевые привычки.

Формулироватьправила эффективного общения.

Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач.

 

Итого:

34

17

17

 

 

 

3. Содержание программы кружка.

 

         Преподавание программы кружка «Говорим правильно» проводится  во второй половине дня. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок), даёт возможность школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре программы кружка можно выделить два смысловых блока:ОБЩЕНИЕ и РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Первый блок – «Общение»даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

 

 

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, занятия в кружке основаны на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

ОБЩЕНИЕ.

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы)тикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстовассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

 

4. Предполагаемые результаты реализации программы.

 

Личностными результатами посещения кружка «Говорим правильно» является формирование следующих умений:

 

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

 

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

 

Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:

 

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общекультурной  внеурочной деятельности»

Уровень

результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

 знаний

Формирование

ценностного отношения к социальной  реальности

Получение самостоятельного общественного действия

 Проблемно-ценностное

общение

Кружок «Говорим правильно»

 

 

Создание инструкций «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего»; речевые ситуации, речевые жанры, риторический анализ, риторические задачи, риторические игры;  конкурсы «Подпись под фотографией», «Скажи мне почему?»; выставка рисунков «Вывеска».

Праздники «Улыбнись улыбкою своею», «С днём рождения»; турнир «Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!», конкурсы «Лучший рассказчик невыдуманных историй о себе», «Моё устное народное творчество»; заседание круглого стола «Спешите делать добрые дела», конкурс заметок «Письмо в редакцию», 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

Для реализации задач обучения риторике изданы:

1. Т.А. Ладыженская. Учебник-тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» в 2-х частях, 4 класс; М.: Баласс, Ювента, 2011г.

2. Т.А. Ладыженская . Риторика. Методические рекомендации для учителей.   2 класс ; М.: Баласс, Ювента, 2011 г.

3. Т.А. Ладыженская . Риторика. Методические рекомендации для учителей.   3 класс ; М.: Баласс, Ювента, 2011 г.

4. Т.А. Ладыженская . Риторика. Методические рекомендации для учителей.   4 класс ; М.: Баласс, Ювента, 2011 г.

5.Учебники «Школьная риторика» для 5–7 кл.  под ред. Т.А. Ладыженской.

6. Журнал «Воспитание школьников»

7. Журнал «Классный руководитель»

Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-плеер) и средства фиксации окружающего мира (цифровой фотоаппарат, видеокамера).

 

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

– виды деятельности учеников на занятии;

– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

При использовании компьютера ученики применяют полученные на занятиях информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства на занятиях кружка широко привлекаются также при создании:

   -классных газет и журналов (компьютер);

   -фотоальбомов (фотоаппарат);

   -DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер) риторических праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

 

 

 

Hosted by uCoz