Ф.И.О. Швед Л.Н.
МБОУ СОШ№3
Должность:
учитель географии
Предмет:
география
Класс: 5
Тема урока:
ПЛАНЫ МЕСТНОСТИ И ИХ
ЧТЕНИЕ (урок № 18, раздел III)
Базовый учебник:
В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г.
География. Землеведение.
Цель:
усвоить понятия «план местности» и применять их практически при составлении
плана
Задачи:
ü Сформировать
содержание понятий «План местности» и «топографические (условные) знаки» расширить знания о плане и карте.
ü Обучить
приёмам составления плана местности; научить «читать» план местности.
ü Способствовать
формированию географической культуры, развитию умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной
картины мира.
Метапредметные:
ü умение
организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
ü
использование географических карт, ЭОР,
ПК умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире;
ü овладение элементарными
практическими умениями и знаниями работы с различными планами,.
Предметные:
усвоить понятия «план местности», «условные знаки», научиться читать план
местности различных поверхностей Земли, сформировать представления об
особенностях планов различного содержания.
Универсальные учебные
действия:
Личностные:
осознать
единство и целостность окружающего мира.
Регулятивные:
планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу
одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать
полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать
информацию о поверхности Земли при работе с планом местности, делать анализ и
отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать
информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип
урока: комбинированный
Форма
работы учащихся: коллективная
Техническое
оборудование: мультимедийная
установка, интерактивная доска, интернет, персональный компьютер.
Структура
и ход урока.
№ |
Название этапа
урока |
Деятельность
учителя |
Анализ работы
над темой урока |
Деятельность
ученика |
Время |
1. |
Организация на
урок |
Приветствие
учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
|
Приветствие
учителя, подготовка к уроку. |
2
мин |
2. |
Актуализация
темы (Создание проблемной ситуации) |
Формулировка темы урока «План
местности Учитель
корректирует тему урока, названную учениками, также сообщает о работе на
уроке. |
Осмысление , понимание |
Формулируют
сам-но тему урока. (Р) Демонстрируют
свои знания о значении плана обсуждают
вопросы. (П) (Планы, и карты дают возможность познакомиться с новыми
местами тем, кто там не был.
Особенно ценными в строительстве, в сельском хозяйстве
являются планы небольших участков земной поверхности, так как на них
местность изображена очень подробно.) |
5
мин |
3.
|
Изучение
нового материала (Открытие
нового) |
Учитель проводит беседу с элементами
самостоятельной деятельности. На основе топографического плана могут
быть предложены и решены различные познавательные задачи. Например, при
закреплении понятия о причинах образования болот возможны следующие задания: |
Решение подобных задач предполагает
учет ряда факторов, отсутствующих на плане. Ряд заданий имеет проблемный
характер и обеспечивает умственное развитие школьников. Немаловажно, что использование
топографических планов расширяет область применения карт в целом в V классе. Усвоение
ряда приемов чтения планов местности, определение расстояний, абсолютных
высот местности, крутизны форм поверхности и др. облегчают переход к
использованию этих приемов на мелкомасштабных картах, обеспечивая нужную
преемственность в работе. Поэтому ряд заданий может быть выполнен
одновременно по картам с крупным и мелким масштабом. Надо подчеркнуть
необходимость связных описаний, например, рельефа равнины, реки с указанием
направления и скорости течения, ширины, мостов и гидротехнических сооружений. |
Демонстрируют
полученные знания в выполнении практических заданий (ПРК) (экскурсия
от территории школы до домика лесника с применением условных знаков) |
8
мин |
4. |
Проверка домашнего задания |
1. Беседа с элементами
самостоятельной деятельности. - Перечисли способы изображения
земной поверхности ? - Расскажи
как изображается поверхность суши, океанов? - Подумайте
какое значение для человека имеет изображение земной поверхности на
плоскости? Учащимся предлагаются такие
вопросы и задания: 1. Найдите на топографической
карте параллель и меридиан. Назовите их широту и долготу в градусах и
минутах. 2. Покажите на
физической карте Евразии местность, изображенною на топографической карте. 3. Найдите горные хребты на
топографической карте. 4. Назови, какой
хребет самый высокий, у какого хребта наиболее расчленены склоны? 5. Расскажи своими словами, где удобнее
располагать населенные пункты и объясни почему? 6. Используя
атлас, определите, на какой высоте
находится город Лима? |
Существуют
значительные возможности обучения приемам чтения плана местности как в
разделе «Изображение Земли на глобусе и картах», так и в последующих
разделах. Содержание вопросов показывает
особенности использований топографической карты в V классе. Сначала пятиклассники
ориентируются в градусной сетке карты. Затем нужно связать топографическую
карту с мелкомасштабной физической и только после этого можно выяснять
природные и другие особенности местности и ее компонентов, устанавливать
связи между ними. |
Отвечают
на вопросы и выделяют информацию. Устанавливают
причинно-следственные связи. (П) Ученики
обсуждают выявление причинно-следственных связей. (П) Перечисляют способы изображения земной поверхности |
12
мин |
5. |
Практикум
(Учебные действия по реализации плана. Выражение
решения и применение нового знания.) |
Формулирует
задания для учеников, корректирует их работу и анализирует. - Рассмотрите план эвакуации нашей школы. Объясните какие условные обозначения добавлены? - Объясните для чего эти стрелки? - Расставьте стрелки на плане класса так, чтобы было ясно,
как нам нужно выходить из класса при возникновении ЧС. - Опишите, как изобразить на плане озеро, лес,
деревню?.. |
Рассмотрение
различных планов дает возможность провести параллель между географией и ОБЖ
по технике безопасности. |
Выполняют
практикум в группах, делают выводы. (КР) Оценивают
свою работу и работу друг друга. (РКЛ) (Дети высказывают свои предположения, наносят на
план в рабочей тетради)(КР) |
10
мин |
6. |
Итог
урока (рефлексия) |
Подводит
итоги урока. Комментирует
и выставляет оценки за урок. |
|
Анализируют
и закрепляют полученную информацию на уроке.(Р) |
2
мин |
7. |
Дом.
Задание. |
Объясняет
д/з п.38, подготовку
составления плана своего приусадебного участка или презентации на тему
«План местности». |
|
Записывают
домашнее задание в дневник.(Р) |
1
мин |