Ф.И.О.       Швед Л.Н.  МБОУ СОШ№3

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: ПЛАНЫ МЕСТНОСТИ И ИХ ЧТЕНИЕ (урок № 18, раздел III)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География.  Землеведение.

Цель: усвоить понятия «план местности» и применять их практически при составлении плана 

Задачи:

ü  Сформировать содержание понятий «План местности» и «топографические  (условные) знаки» расширить  знания о плане и карте.

ü  Обучить приёмам составления плана местности; научить «читать» план местности.

ü  Способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

ü  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

ü   использование географических карт, ЭОР, ПК умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе,  умение ориентироваться в окружающем мире;

ü   овладение элементарными практическими умениями и знаниями работы с различными планами,.

Предметные: усвоить понятия «план местности», «условные знаки», научиться читать план местности различных поверхностей Земли, сформировать представления об особенностях планов различного содержания.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о поверхности Земли при работе с планом местности, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 Тип урока:  комбинированный

 Форма работы учащихся: коллективная

Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, персональный компьютер.

 

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Анализ работы над темой урока

Деятельность ученика

Время

1.

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

 

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2.

Актуализация темы (Создание проблемной ситуации)

Формулировка темы урока «План местности

Учитель корректирует тему урока, названную учениками, также сообщает о работе на уроке.

 

 

 

 

Осмысление ,  понимание

 

 

Формулируют сам-но тему урока. (Р)

 

Демонстрируют свои знания о значении плана

обсуждают вопросы.

(П)

 

 

 

 

 

(Планы, и карты дают возможность познакомиться с новыми местами тем, кто там не был. Особенно ценными в строительстве, в сельском хозяйстве являются планы небольших участков земной поверхности, так как на них местность изображена очень подробно.)

5 мин

3.

Изучение нового материала

(Открытие нового)

Учитель проводит беседу с элементами самостоятельной деятельности.

       На основе топографического плана могут быть предложены и решены различные познавательные задачи. Например, при закреплении понятия о причинах образования болот возможны следующие задания:

 

Решение подобных задач предполагает учет ряда факторов, отсутствующих на плане. Ряд заданий имеет проблемный характер и обеспечивает умственное развитие школьников.

Немаловажно, что использование топографических планов расширяет область применения карт в целом в V классе. Усвоение ряда приемов чтения планов местности, определение расстояний, абсолютных высот местности, крутизны форм поверхности и др. облегчают переход к использованию этих приемов на мелкомасштабных картах, обеспечивая нужную преемственность в работе. Поэтому ряд заданий может быть выполнен одновременно по картам с крупным и мелким масштабом. Надо подчеркнуть необходимость связных описаний, например, рельефа равнины, реки с указанием направления и скорости течения, ширины, мостов и гидротехнических сооружений.

Демонстрируют полученные знания в выполнении практических заданий

(ПРК)

(экскурсия от территории школы до домика лесника с применением условных знаков)

8 мин

4.

 Проверка домашнего задания

1. Беседа с элементами самостоятельной деятельности.

- Перечисли способы изображения земной поверхности ?

- Расскажи как изображается поверхность суши, океанов?

- Подумайте какое значение для человека имеет изображение земной поверхности на плоскости?

Учащимся предлагаются такие вопросы и задания:

1. Найдите на топографической карте параллель и меридиан. Назовите их широту и долготу в градусах и минутах.

2. Покажите на физической карте Евразии местность, изображенною на топографической карте.

3. Найдите горные хребты на топографической карте.

4.    Назови, какой хребет самый высокий, у какого хребта наиболее расчленены склоны?

5.   Расскажи своими словами, где удобнее располагать населенные пункты и объясни почему?

6.    Используя атлас, определите,  на какой высоте находится город  Лима?

 Существуют значительные возможности обучения приемам чтения плана местности как в разделе «Изображение Земли на глобусе и картах», так и в последующих разделах.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание вопросов показывает особенности использований топографической карты в V классе. Сначала пятиклассники ориентируются в градусной сетке карты. Затем нужно связать топографическую карту с мелкомасштабной физической и только после этого можно выяснять природные и другие особенности местности и ее компонентов, устанавливать связи между ними.

Отвечают на вопросы и выделяют информацию.

Устанавливают причинно-следственные связи. (П)

 

 

 

 

 

 

Ученики обсуждают выявление причинно-следственных связей. (П)

Перечисляют способы изображения земной поверхности  

12 мин

5.

Практикум (Учебные действия по реализации плана. Выражение решения и применение нового знания.)

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу и анализирует.

- Рассмотрите план эвакуации нашей школы. Объясните какие условные обозначения добавлены?

- Объясните для чего эти стрелки?

- Расставьте стрелки на плане класса так, чтобы было ясно, как нам нужно выходить из класса при возникновении ЧС.

-  Опишите, как изобразить на плане озеро, лес, деревню?..

Рассмотрение различных планов дает возможность провести параллель между географией и ОБЖ по технике безопасности.

Выполняют практикум в группах, делают выводы. (КР)

Оценивают свою работу и работу  друг друга. (РКЛ) (Дети высказывают свои предположения, наносят на план в рабочей тетради)(КР)

10 мин

6.

Итог урока (рефлексия)

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

 

 

Анализируют и закрепляют полученную информацию на уроке.(Р)

2 мин

7.

Дом. Задание.

Объясняет д/з п.38, подготовку составления плана своего приусадебного участка или презентации на тему «План  местности».

 

Записывают домашнее задание в дневник.(Р)

 

1 мин

 

Hosted by uCoz